«Только здоровые люди могут любить жизнь». Автор этих слов – Генрих Гейне. Почти 200 лет назад (в начале 19 столетия) немецкий прозаик и поэт произнёс их.
Жизнь – это здоровье!
По привычке, мы обычно рядом со словом «здоровье» ставим слова «медицина», «врач», «лекарство»…
Но ведь объект медицины – НЕздоровье. Медицинская категория – это болезнь, которую надо лечить.
Здоровье же – категория резервов жизни, жизнеспособности человека.
От чего зависят эти резервы? - От того, насколько полно человек умеет самореализоваться.
Как формируются эти резервы? – В процессе воспитания и самовоспитания.
А это уже область педагогики. Следовательно, здоровье – категория педагогическая.
Воспитание физически и нравственно здоровой личности – одно из важнейших направлений гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания.
Поэтому сегодня в педагогическую практику прочно вошли понятия педагогика здоровья, здоровьесберегающая педагогика.
Перед нами, педагогами, стоит задача помочь детям сформировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, создать здоровьесберегающее пространство, обеспечить условия для развития физически, психически и нравственно здоровой личности. И одним из условий для развития здоровой личности является правильное питание школьника.
Как научить человека быть внимательным к себе самому, к своему здоровью?
Только через систематическую, целенаправленную работу по пропаганде и формированию навыков здорового образа жизни. Работу не только с детьми, но и со взрослыми: родителями, педагогами. Ведь тот, кто не умеет заботиться о своём собственном здоровье, не сможет научить этому другого.
Для правильного питания нужно соблюдать некоторые заповеди:
Заповеди правильного питания
- Определи совместимость блюд, учитывая трёхразовое питание
- Разнообразь свою пищу с учётом того, чтобы она включала 5-10% углеводов, 20 % белков и 30% жиров
- Никогда не ешь больше, чем нужно – вылезай из-за стола чуть раньше того, как почувствуешь сытость
- Готовь пищу так, чтобы свести до минимума количество используемого жира (овощи – на пару вместо обжаривания их в масле; курица – на гриле, вместо сковороды; используй для жарки сковороды с тефлоновым покрытием)
- Выпивай ежедневно от 6-ти до 8-ми стаканов жидкости, предпочтительнее – воды
- Ешь не торопясь, тщательно пережёвывая пищу, и во время еды не отвлекайся ни на что другое – ни на телевизор, ни на чтение; старайся есть только сидя за столом
- Если в течение дня ты пропускаешь, хотя бы однажды, приём пищи, постарайся обязательно позавтракать
- Купи для себя хорошую книгу, подробно рассказывающую, как и зачем правильно питаться
- Помни, что питание, как и физические упражнения, - одно из величайших удовольствий в жизни, так питайся же правильно, чтобы это радовало тебя и доставляло истинное наслаждение.
Режим питания
Человеческий организм устроен исключительно сложно. Гармоническое равновесие этой сложной системы, находящейся под постоянным воздействием внешней среды, и есть то, что мы называем здоровьем. Важную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности организма и его здоровья играет ритм питания.
Питание человека регулируется центральной нервной системой. Этим ведает так называемый пищевой центр (центр аппетита) в головном мозгу. А для нормальной и правильной работы этого центра исключительно важен правильный режим питания. Есть надо определённое количество раз в течение суток и через определённые, строго установленные промежутки времени, по возможности правильно распределяя пищу на каждый из приёмов (как по объёму и калорийности, так и по составу пищевых веществ).
Надо сказать, что голод и аппетит – это не одно и то же. Голод – это такое физиологическое состояние, когда в кровь перестаёт поступать необходимое для нормальной жизнедеятельности организма человека количество питательных веществ. Аппетит же может появиться при одном виде или даже при воспоминании о вкусной пище (хотя физиологической потребности в новой порции еды в организме в данный момент нет).
Ученые доказали, что одноразовое питание вообще неприемлемо: организм человека находится в напряжении, неправильно работает не только пищеварительная система, но и все другие органы человека, особенно нервная система. Двухразовое питание тоже вызывает плохое самочувствие. Человек при таком питании испытывает сильный голод, а усвояемость важнейшей части пищевого рациона – белка – в среднем составляет не более 75% от поступившего в организм. При трёхразовом питании человек ощущает себя лучше, пища съедается с хорошим аппетитом, а усвояемость белка при этом повышается до 85%. При четырёхразовом питании усвояемость белков остаётся на том же уровне – 85%, но самочувствие человека ещё лучше, чем при трёхразовом. При пяти- и шестиразовом питании аппетит ухудшается и в некоторых случаях снижается усвояемость белка.
Одним из показателей длительности акта пищеварения служит время удаления пищи из желудка. Установлено, что при нормальной работе желудка и других органов пищеварения процесс переваривания пищи длится около 4 часов. Каждый приём пищи приводит к более или менее выраженному изменению состояния центральной нервной системы. После еды, особенно обильной, наступает некоторая апатия, говоря языком физиолога, падает условно-рефлекторная деятельность. Такое состояние центральной нервной системы, наступающее сразу после еды, длится в зависимости от обилия принятой пищи в течение часа или несколько больше. Потом все эти ощущения сглаживаются, и наконец, к концу четвёртого часа пищевой центр приходит в нормальное состояние – вновь появляется аппетит. И если человек, привыкший к режиму, не поест своевременно, у него наступает слабость, снижается внимание, падает работоспособность. Причём в дальнейшем аппетит может исчезнуть. Если систематически запаздывать с едой или есть на полный желудок, нормальная деятельность пищеварительных желез нарушается, пищеварение расстраивается. Более длительный промежуток между приёмами пищи приходится на период ночного сна, но и он не должен превышать 10 – 11 часов. Общим правилом является следующее: между небольшими приёмами пищи интервалы могут быть и короткими (2 – 3 часа), но принимать пищу ранее, чем через 2 часа после предыдущей еды нецелесообразно. В среднем же перерывы между едой должны составлять 4 – 5 часов.
Большое значение имеет распределение суточного пищевого рациона, то есть составление меню. Здесь сочетаются вопросы количества пищи, качественного его состава и последовательности в приёме отдельных блюд.
Общее количество пищи, потребляемой человеком за сутки, вместе с жидкими блюдами и напитками в среднем составляет около 3 кг. Завтрак – первый приём пищи после сна. Во время ночного сна всё съеденное накануне переварилось, все органы тела, в том числе и пищеварительные, отдохнули и создались благоприятные условия для их дальнейшей работы. Учёные, занимающиеся вопросами питания, едины в том, что завтракать надо обязательно, независимо от того, физической или умственной деятельностью занимается человек. Речь может идти только о том, какую часть рациона должен содержать завтрак. Считается, что если человек занимается физическим трудом, то завтрак должен содержать примерно 1/3 часть дневного рациона как по своему объёму, так и по питательной ценности. Сейчас стало модным, особенно среди работников умственного труда, ограничиваться на завтрак чашкой кофе или чая. Ссылаются при этом на отсутствие времени и аппетита. И то и другое – результат неправильного образа жизни, общего режима, в том числе и режима питания. Наведение порядка в режиме питания (как впрочем, и во всём образе жизни) вполне в силах человека, и тот, кто хочет, может преодолеть вредную привычку неправильно питаться.
свернуть