К основным задачам социально-экономического развития нашей страны в среднесрочной перспективе и на период до 2030 года отнесено повышение качества образования, что обусловлено потребностью общества в образованных, нравственных, предприимчивых и компетентных личностях, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющих выбирать способы сотрудничества. Они должны отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны.
Основополагающим навыком для успешной социализации и адаптации личности в быстро меняющемся мире становится функциональная грамотность.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть компонентов:
- читaтельская грамотность перейти
- матeматическая грамотность перейти
- естественнонаучная грамотность перейти
- финансовая грамотность перейти
- креативное мышление
- глобальные компетенции
Сегодня всё чаще звучит ещё одна составляющая - это компьютерная грамотность.
Формирование функциональной грамотности учащихся обусловило необходимость преимущественного использования учителями методов обучения и воспитания, направленных на формирование у учащихся навыков самостоятельной учебной деятельности при проведении учебных и факультативных занятий.
Особенности формирования и развития функциональной грамотности учащихся при изучении содержания учебных предметов, рекомендуемые методы обучения и воспитания, задания для выполнения учащимися изложены в приложениях 1–22 к ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является национальное исследование качества образования (далее – НИКО), которое ставит своей целью проверку наличия таких знаний, умений и навыков, которые необходимы учащимся в реальных жизненных ситуациях.