Пункт коррекционно-педагогической помощи

Основная цель деятельности ПКПП – это оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного или образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.
Содержание занятий в ПКПП отвечает возрастным особенностям обучающихся, зачисленных в ПКПП, но не дублирует содержание учебных программ по учебным предметам, установленным типовым планом средней школы.
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
 заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся с ОПФР);
 заявления законного представителя воспитанника с ОПФР.

В ПКПП в первую очередь принимаются воспитанники, нарушения психофизического развития, которых препятствуют успешному освоению ими образовательной программы дошкольного образования или образовательной программы общего среднего образования.

Комплектование групп, подгрупп осуществляется учителем-дефектологом пункта на основании заключения ЦКРОиР. 
В зависимости от характера нарушения развития детей могут быть сформированы следующие группы для обучающихся:
с нарушениями речи;
с нарушением слуха;
с нарушениями зрения;
с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Объединение и распределение по группам и подгруппам воспитанников с ОПФР, зачисленных на занятия в ПКПП, проводит учитель-дефектолог в период с 1 по 15 сентября текущего года.
С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи ЦКРОиР совместно с учителем-дефектологом ПКПП проводят предварительное обследование детей (при наличии согласия родителей воспитанников и запроса руководителя учреждения образования), выявляют воспитанников, которые нуждаются в коррекционно-педагогической помощи.

В рамках работы с законными представителями воспитанников учитель-дефектолог ПКПП:
 сообщает родителям воспитанников о результатах предварительного обследования, 
 проводит разъяснительную работу о необходимости коррекционно-педагогической помощи,
 информирует о процедуре психолого-медико-педагогического обследования в ЦКРОиР для получения заключения с рекомендациями об оказании коррекционно-педагогической помощи,
 информирует о графике работы психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР,
 разъясняет законным представителям, что отказ от прохождения психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР является основанием для отказа в зачислении обучающегося в ПКПП.

В ПКПП не зачисляются воспитанники, которые осваивают образовательные программы специального образования (либо нуждаются в обучении по образовательным программам специального образования).

Отчисление воспитанников из ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования после исправления нарушений на основании :
 списка воспитанников, исправивших нарушения психофизического развития, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утверждённого директором ЦКРОиР;
 по другим причинам:
- смена места жительства;
- перевод в иное учреждение образования;
- отказ законных представителей воспитанников с ОПФР от коррекционно-педагогической помощи. 
В данном случае основанием для отчисления из ПКПП служит заявление законных представителей воспитанников с ОПФР.

Основной формой организации работы учителя-дефектолога являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.
Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года.
В расписании занятий указывается время, продолжительность проведения занятий (групповых, подгрупповых, индивидуальных). К расписанию прилагаются списки обучающихся по группам (подгруппам) или фамилии и имена обучающихся при проведении индивидуальных занятий, а также названия групп (подгрупп) по виду и степени тяжести нарушения развития, указывается группа, в которой воспитанники осваивают содержание учебной программы дошкольного образования.
Продолжительность занятий определяется индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников с ОПФР:
Продолжительность групповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:
средняя группа -20-25 минут;
старшая группа- 25-30 минут.
Продолжительность групповых занятий для учащихся составляет 30 – 45 минут.
Продолжительность подгрупповых занятий для воспитанников составляет:
средняя группа-15-20 минут;
старшая группа 20-25 минут.
Продолжительность подгрупповых занятий для учащихся составляет 25– 35 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий для воспитанников составляет:
средняя группа-15-20 минут;
старшая группа 15-25 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий для учащихся составляет от 15 до 40 минут.
В учреждениях дошкольного образования продолжительность перерывов между групповыми, подгрупповыми занятиями составляет 10-12 минут, между индивидуальными 5-10 минут.
Периодичность посещения занятий воспитанников с ОПФР – 2- 4 раза в неделю. При определении продолжительности занятий следует учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться соответствующими документами. Длительность индивидуальных занятий определяется в зависимости от структуры речевого нарушения. 
Все изменения в расписании коррекционных занятий обязательно согласовываются с администрацией, при необходимости составляется и утверждается новое расписание.

Периодичность и продолжительность каникул в ПКПП соответствует периодичности и продолжительности каникул в учреждении. 
Во время каникул коррекционно-педагогические занятия проводятся по желанию воспитанников с ОПФР или их законных представителей. В период каникул учитель-дефектолог проводит работу по оформлению текущей документации, разработке дидактических материалов для проведения коррекционно-педагогических занятий, осуществляет консультирование педагогических работников учреждения образования, законных представителей воспитанников в рамках своих функциональных обязанностей. 
В период с 26 по 30 мая учитель-дефектолог выполняет следующую работу:
 проводит консультации для родителей (законных представителей), педагогических работников и воспитанников, нуждающихся в оказании коррекционно-педагогической помощи.
 проводит консультации для родителей (законных представителей) будущих первоклассников по вопросам речевой готовности детей к школьному обучению.
 проводит диагностику уровня развития речи воспитанников, получавших помощь в ПКПП в 20__/20__ учебном году.
 проводит анализ работы пункта коррекционно-педагогической помощи за 20__/20__ учебный год.

В соответствии с должностными обязанностями учитель-дефектолог проводит консультативную работу с педагогическими работниками учреждения образования по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, с законными представителями воспитанников с ОПФР по вопросам оказания коррекционно-педагогической помощи, индивидуализация обучения ребенка (в рамках 36-часовой рабочей недели). 
Количество консультаций и время на их проведение нормативными правовыми документами не регламентируются. 
Периодичность проведения консультаций 1-2 раза в месяц (определяется учителем-дефектологом по согласованию с администрацией учреждения образования).
Учет проведенных консультаций ведется в журнале проведенных консультаций.

Буклет "Ранняя комплексная помощь" (смотреть)

ССЫЛКА "Дятловский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" (смотреть)

График работы ПКПП

развернуть

График работы учителя - дефектолога Городко А.А.

свернуть

Рекомендации для родителей

развернуть

Что важно знать родителям  о  дислексии

В последние годы количество детей с проблемами в обучении неуклонно растёт. Такие дети с трудом осваивают навык чтения и письма. Большинство педагогов и родителей уверены, что ребёнок просто ленив и не желает читать вне школы. Однако проблема может быть гораздо серьёзнее. Если ребёнок интеллектуально развит, регулярно посещает школу, у него нет нарушений слуха и зрения, но с трудом осваивает навык чтения – это повод обратиться к специалисту! Возможно у ребёнка дислексия.

Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением, при сохранном слухе, зрении, интеллекте и регулярном обучении.

Об этой проблеме в нашей стране знают не много, и специалистов, работающих с такими детьми тоже недостаточно. Поэтому важно своевременно выявить проблему и начать работу.

Оговорюсь сразу, преодоление дислексии является трудной задачей, поэтому настраивайтесь на долгую систематическую работу.

К кому следует обратиться? Логопеды и психологи могут про диагностировать ребёнка, дать необходимые рекомендации, проводить коррекционную работу. Традиционно, в нашей стране, работу с такими детьми ведёт логопед, но в идеале помощь психолога тоже необходима, так как ребёнок с дислексией психологически может быть раним, испытывать страхи и даже фобии перед текстами. Зачастую родители способствуют этому, заставляя ребёнка много читать не зная истинной причины трудностей.

Если дислексия выявлена в раннем возрасте и помощь оказана вовремя, до поступления в школу, то особых проблем в дальнейшем обучении не будет.

На что следует обратить внимание родителям? Если у родителей или близких родственников были (есть) проблемы с письмом и чтением, ребёнок плохо ориентируется в пространстве (путает право-лево, последовательность времён года, дней недели, печатает слова наоборот СОМ-МОС), не запоминает, не определяет, путает геометрические фигуры, быстро устаёт при чтении.

В случае, если ваши опасения подтвердились и малышу диагностировали дислексические нарушения, а специалиста для дальнейшей работы вы не нашли, можно самим заниматься с ребёнком. Помните, успех зависит от раннего выявления и систематичности занятий. И опять же, без фанатизма, занятия должны нравится ребёнку! Специалисты рекомендуют следующие эффективные упражнения:

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет развить мелкую моторику, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

 

Источники:

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие . -- СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
  2. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Эта книга поможет вашему ребёнку учиться на пятёрки по чтению. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.-224с.-(Серия «На пятёрки!»). ISBN-5-93878-119-1
  3. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. Пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. –– М.: Просвещение, 1983. – 136 с, ил.

 

Что нужно знать родителям о дисграфии

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

По некоторым данным, дисграфические ошибки встречаются у 20-30% младших школьников.

Первые упоминания о нарушениях письма встречаются еще в 1798 году, но термин «аграфия» (от греческого «а» – отрицание, «графо» – пишу) появился только в 1865 году, благодаря французскому врачу В. Бенедикту.

Дисграфия характеризуется некоторыми видами нарушения письма: дети пишут так, как говорят, пропускают буквы, изменяют окончания. На самом деле это очень серьёзная проблема. Если не уделить внимание её решению, у ребёнка может развиться комплекс неполноценности. Сверстники в школе будут насмехаться над ним, что приведёт к потере уверенности в своих силах.

Причины дисграфии у младших школьников

Нарушение процесса письма не может возникнуть без причин и редко существует само по себе. Как правило, проблема отражается и на:

лексико-грамматической стороне речи.
звукопроизношении.
связности речи.
фонематическом восприятии.


Поэтому очень часто функциональные и органические причины дисграфии совпадают с причинами появления таких расстройств, как:

дизартрия
дислалия
афазия
алалия
задержка психического развития.


Дисграфия у ребенка может появиться и в том случае, если у, него имеются энцефалиты, родовые травмы или была асфиксия в родах. Это касается и новорожденных. Симптомы дисграфии в школьном возрасте, как и симптомы дислексии, могут появиться и при поражении головного мозга или его недоразвитии в период беременности.
Сюда можно отнести множество факторов, окружающих младенца с момента рождения.

Например:
двуязычие или многоязычие в семье.
дефицит общения и речевых контактов.
неправильная речь близких людей или нечеткое произношение слов.
слишком ранние попытки обучения ребенка грамоте, когда психологически он к этому шагу еще не готов.

Важно, помнить, что проблема никак не связана с незнанием орфографических правил ребенком. Многие родители считают, что в этой проблеме виноваты различные новые системы образования, вызывающие у школьников проблемы с обучением из-за перегрузки мозга.


В группу риска появления заболевания можно отнести детей с ЗПР, конституциональной предрасположенностью, а также тех, кто имеет какие-либо речевые нарушения.

На что нужно обратить особое внимание:


1. Если Ваш ребенок левша.

2. Если он - переученный правша.

3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Несколько слов о почерке.
Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).
Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

КАК НАУЧИТЬ
Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям . При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой! 

Несколько советов родителям:


1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. 

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. 

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте. 
 

Главные рекомендации:

- не ругать и не наказывать детей
- не заставлять сотни раз переписывать начисто
- не торопить, не упрекать, не злиться
- поощрять за успехи

- больше проводить времени с ребенком
- свежий воздух и физические упражнения обязательны
- необходимо овладеть речевым дыханием
- тренировать зрительно-моторную координацию: вместе с детьми лепить, рисовать, раскрашивать.

Но самое главное, "Ребенку с дисграфией необходимо внимание и деликатное отношение взрослых. Ведь здесь важно не вселить страх перед ошибкой, а помочь обрести уверенность. Принесут занятия стойкий результат или лишь скорректируют - все покажет только время. Но в любом случае необходимо помнить - у каждого ребенка есть свой талант.

1.Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения чтения и письмом. Известия АПН Р.- СФСР1950.-Вып.70 

2.. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М.,1961 

3. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. - М.,1983 

 

 

свернуть

Конкурс пунктов коррекционно-педагогической помощи

поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/