Инновационный опыт

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Внедрение модели формирования национально-культурной идентичности учащихся: интеграция учебной и внеучебной деятельности учреждения образования – социокультурного центра региона»

 

Актуальность инновационного проекта

Национально-культурная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству. Национально-культурная идентичность не тождественна понятиям гражданства или национальности, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Национально-культурная  идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичностинациональной идее и государственным символам.

Национальная идентичность, как любая другая, реализует себя на двух уровнях: индивидуальном и коллективном.

 Она является неотъемлемой частью процесса идентификации общества и индивида. Индивид не может «очеловечиваться» как гражданин мира, он становится личностью лишь вместе с обретением конкретных национально-этнических черт.

На наш взгляд особенно важно рассматривать этот вопрос в контексте трансформации идентичности молодого поколения, так как молодые люди выступают носителями новых ценностей, моделей поведения и культурных образцов, которые будут передаваться последующим поколениям. Всё это позволяет рассматривать молодёжь как потенциал развития белорусского общества, его стратегический ресурс. Изучение национально-культурной идентичности и внедрение модели по её формированию представляется особенно актуальным также потому, что Беларуси присущи полиэтничность и мультикультурность.

Факторы сохранения национально-культурной идентичности:

культура (язык, национальные традиции и обычаи, материальные и духовные ценности, народное творчество, искусство),

 религия (конфессиональная принадлежность), государственное политическое устройство (гражданская принадлежность, идеология государства),

территория (общность территории, место рождения и проживания),

историческое развитие (историческая память), происхождение («фактор крови», национальность родителей, семейные ценности),

 эмоциональные компоненты (самоидентификация, позитивное или негативное отношение к своей национальной и этнической принадлежности и др.).

Использование возможностей интеграции предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению качества образования, развитию творческого потенциала  учащихся, педагогических коллективов.

Оптимизация деятельности учреждения по формированию национально-культурной идентичности и национально культурных компетенций у учащихся через организацию системы работы учреждения образования с использованием комплексов-мастерских по направлениям деятельности, интегрирующие предметную направленность и внеурочную деятельность.

Социально-педагогический комплекс-мастерская реализует социальное, военно-патриотическое, духовно-нравственное направления деятельности через интеграцию учебной деятельности  по предмету (физическая культура и здоровый образ жизни и др.) и внеучебную деятельность (кружки, секции, клубы по интересам, творческие мастерские, группы продлённого дня, шестой школьный день).

Художественно-эстетический комплекс-мастерская     реализует общекультурное направление на учебных занятиях по белорусской и русской литературе, искусству и  внеучебной деятельности (кружки, секции, клубы по интересам, творческие мастерские, группы продлённого дня, шестой школьный день).

Научно-исследовательский комплекс мастерская реализует общеинтеллектуальное направление через организацию этой деятельности на учебных занятиях по предметам и внеучебной деятельности в рамках научно-исследовательской работы учащихся с представителями учреждений высшего образования (проектная деятельность; научное общество  УО; конкурсы; экспедиции и др.)

Физкультурно-спортивный комплекс-мастерская реализует физкультурно-оздоровительное направление.

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью.

Задачи:

Сформировать потребность  в здоровом образе жизни у учащихся и других участников образовательного процесса (педагогических работников, родителей, законных представителей учащихся). Используются возможности учебного предмета и факультативных занятий; спартакиад; соревнований и др.

 

Описание структуры и содержания внедрения
инновационной модели

Педагогическая модель формирования национально-культурной  идентичности подростков в учреждении образования – многофункциональном социокультурном центре региона, которая включает в себя три блока:

1. концептуальный (социальный заказ общества, цель, задачи, принципы, организационно-педагогические условия);

  • Организация среды  жизнедеятельности. Информационно-коммуникативное пространство учреждения образования, в котором благодаря совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей формируется соответствующая психологическая и нравственная атмосфера, оказывающая влияние на патриотические чувства   учащихся (государственная символика, предметы национальной культуры и творчества и т.д.).
  • Взаимодействие с семьёй обучающегося, законными представителями: педагогический потенциал этнокультуры семьи можно использовать не только в учебном процессе и во внешкольных мероприятиях, а в целом в учебно-воспитательном процессе (проекты «Чтоб любить Беларусь нашу милую, нужно в разных краях побывать», «Фольклор – живая связь времен», «Мы родом из Беларуси», «История Беларусь в лицах и событиях», «Гордость современной Беларуси»), реализацию программ здорового образа жизни, родительские лектории и т.д.).
  • Использование внешкольной среды с её многочисленными связями и взаимодействиями. Учреждение образование в регионе выполняет  культуротворческую роль – влияет на формирование позитивных взаимоотношений между различными субъектами, нейтрализует негативные компоненты, несёт просветительскую функцию. Учрежденея  образования работает не только с самим школьником, но и его ближайшим окружением (оказание услуг дополнительного образования (кружки, секции, факультативы, занятия по интересам, организацию досуга молодёжи (танцевально-тематические вечера; развлекательные программы; спортивные мероприятия; конкурсы и др.)

2.организационно-деятельностный (функции, содержание, компоненты, виды деятельности, средства, формы, методы);

  • Интеграционные процессы должны пронизывать всю деятельность, приобщая школьников к культурным народным традициям. Формирование национально-культурной идентичности должно начинаться с этнокультурного воспитания  - когнитивного освоения школьниками элементов этнической культуры, затем – формированию на их основе характерного отношения к окружающему миру и к самому себе, и, наконец, завершается конкретным поведением, конкретной деятельностью, соответствующих ценностным установкам данного этноса (от восприятия этнической культуры, усвоения этнокультурных знаний, формирования этнокультурных установок, этнокультурных убеждений до организации деятельности в рамках этнической культуры).
  • Реализация школьных, региональных, международных проектов.
  • Индивидуальная и групповая деятельность, сетевое взаимодействие.
  • Проведение совместных детско-взрослых мероприятий (занятий, семинаров, мастер-классов, конкурсов, конференций, фестивалей и т.д.)
  • Использование инновационных личностноориентированных технологий.

3. критериально-результативный блок (критерии, показатели, уровни, а также результат).

  • критерии: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный.
  • показатели (наличие систематизированных знаний о традициях и истории этноса, правил поведения, особенностей общения, принятых в данном этносе; осознанность системы ценностных ориентаций; умение изучать и анализировать национальный опыт; знание лучших образцов народной культуры; наличие желания знакомиться с этническими особенностями своего народа; сформированность мотивации к изучению истории своего этноса; наличие положительной этнической идентичности; знание и практическое применение традиций своего народа; осуществление деятельности по сохранению этноса; умение переносить теоретические знания в практическую деятельность; построение собственной жизни в соответствии с национальными традициями).
  • уровни сформированности национально-культурной идентичности подростка (низкий, средний, высокий).

В результате сформированы компоненты национально культурной идентичности: в 1-4 классах в отношении когнитивного, ценностного и эмоционального, поведенческого компонентов; в 5-11 классах  в отношении когнитивного, ценностного и эмоционального, деятельностного (поведенческого) компонентов.

Культурно-образовательная и информационная среда учреждения образования влияют на качество образовательного процесса, а вместе с внеурочной деятельностью  в целом несут очень важную функцию – формируют  не только предметные достижения, результаты (знания, умения применять знания по предмету, навыки), но и личностные достижения, результаты (личностное развитие, сформированность универсальных способов деятельности в трёх блоках – самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация), а также   метапредметные  достижения, результаты (сформированность универсальных учебных действий: познавательных (исследовательская, проектная культура), коммуникационных (коммуникативная культура) и регуляции деятельности (планирование, контроль, коррекция), в том числе  гражданские и культурные компетенции молодёжи, очень важные для  формирования личности каждого учащегося. Они  позволяют развивать моральные  качества  индивида и его эстетическое отношение к миру; помогают определиться с  гражданской позицией, социализироваться  в обществе, а также формируют социогуманитарную культуру личности, её национально-культурную идентичность.

 

Описание критериев и показателей, согласно которым определяется эффективность инновационной деятельности

Критерии и показатели, по которым будет определяться качество реализации  инновационного проекта:

№ п/п

Критерии

результативности

Показатели

1

Качество образовательной деятельности учащихся

Баллы по предметам;

 результаты участия в интеллектуальных и исследовательских  конкурсах; олимпиадах; проектах и др.

2

Удовлетворенность родителей

Положительная оценка  результатов образовательной деятельности своих детей;

 организации учебной и воспитательной работы УО;

 собственное участие в мероприятиях УО и др.

3

Инновационная   компетентность и исследовательская культура педагогов

Личностные достижения педагогов (разработка учебно-методических материалов по направлениям инновационного проекта; более 80%

 публикации; более 90 %

 участие в конференциях; мастер-классах 100%

поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/