Организация питания

Сбалансированное питание – залог здоровья подрастающего поколения!

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.  Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. Рациональное питание обучающихся — одно из условий создания здоровьесберегающей среды в учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

Самые вкусные обеды для наших учащихся и педагогов готовят работники школьного пищеблока.

График питания

развернуть

                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                                               Директор государственного

                                                                                               учреждения образования

                                                                                              «Козловщинская средняя школа»

                                                                                               _____________ И.В.Данильчик                                                                                                                                                         ________________________

График питания учащихся I-XI классов государственного учреждения образования

«Козловщинская средняя школа» на 2023/2024 учебный год

Вид приема пищи

Время

Классы

Количество учащихся

Второй завтрак

 09.50 – 10.20

10.10 – 10.40

11.05 – 11.30

I

II-IV

V

21

69

3

Обед

11.05 – 11.30

12.15 – 12.40

13.10 – 13.30

13.30 – 13.55

13.25 – 13.35

V –VII

VIII-XI

I

II-IV

V

65

60

21

54

3

Полдник

14.45 – 15.00

15.40 – 15.50

15.45 – 15.55

VI-XI

II-IV

I

15

25

18

 

Начало работы учреждения образования – 07.00

Начало учебных занятий – 08.30

Обеденный зал – 162  посадочных мест 

 

СОГЛАСОВАНО

Шеф-повар

государственного учреждения

образования «Козловщинская средняя школа»

_____________ Н.В.Полубинская

__________________________

свернуть

Порядок организации питания

развернуть

В учреждениях образования учащимся предоставляется горячее питание в учебные дни (к учебным дням относятся дни, в которые проводятся уроки).

Классные руководители, воспитатели сопровождают детей в столовую, присутствуют при приеме пищи детьми и обеспечивают порядок.

Ответственность за дежурство по столовой возлагается на классных руководителей (дежурный класс по школе), дежурного учителя по столовой. 

Дежурные обязаны:

  • следить за порядком в столовой, 
  • пресекать нарушение дисциплины со стороны посетителей столовой.
  • убирать со столов оставшуюся посуду, составлять стулья;

Контроль за качеством организации питания в школе осуществляет Совет по питанию и бракеражная комиссия.

 

свернуть

Об итогах проведении пилотного проекта по апробации новых технологий и принципов организации школьного питания

развернуть

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2022 г. № 870 завершился пилотный проект по организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования. Гродненскую  область  в  проекте  представляли ГУО «Средняя школа № 37 г. Гродно», ГУО «Средняя школа № 1 г. Щучина», ГУО «Верейковская средняя школа Волковыского района».

С 1 сентября 2023 года все школы района перейдут на новые принципы организации питания обучающихся. Главная задача перехода предоставление качественного, безопасного и сбалансированного питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

Для этого Министерством образования Республики Беларусь разработан раздел на Интернет-сайте Министерства «Информационный сборник технологических карт блюд и изделий» (https://edu.gov.by/pitanie/), в который включены новые фирменные блюда, апробированные и нашедшие положительный отклик у детей при проведении эксперимента. С 01.09.2023 блюда из этого сборника будут включены в примерные двухнедельные рационы для обучающихся учреждений общего среднего образования области.

Оплата законных представителей за питание обучающихся осуществляется в порядке и размерах, определенных законодательством. Учащимся, находящимся в школе от 3,5 до 6 часов, предоставляется одноразовое питание (обед), от 6 до 10 часов – двухразовое питание (обед, полдник), более 10 часов – трехразовое (обед, полдник, ужин). Обед будет состоять из закуски (салата), супа (допускается исключение из обеда), горячего блюда (из мяса, мяса птицы с гарниром), сладкого блюда (напитка) или сока. 

Питание обучающимся в учреждениях общего среднего образования предоставляется не ранее, чем через 2-2,5 часа от начала работы учреждения образования,

В каждом учреждении образования на постоянной основе проводится анкетирование обучающихся и их родителей (законных представителей) с целью изучения мнений по введению новых принципов организации питания и совершенствования его структуры в лучшую сторону.

свернуть

Перечень необходимых документов для предоставления бесплатного питания

развернуть

1. Малообеспеченные семьи:

  • заявление родителей,
  • сведения о доходах каждого члена семьи учащегося за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления,
  • справка о месте жительства и составе семьи.

2. Многодетные семьи:

  • заявление родителей,
  • копия удостоверения многодетной семьи.

3. Семьи, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы:

  • заявление родителей,
  • копия удостоверения инвалида.

4. Дети, постоянно (преимущественно) проживающие в сельской местности:

  • заявление родителей,
  • справка о месте жительства.

Совершить оплату можно в любом банке с использованием: 

  • наличных (касса банка и Белпочты, устройство приёма наличных денег); 
  • платежной карточки (интернет-банк, мобильный-банк, банкомат, инфокиоск, касса банка и Белпочты);
  • электронных денег (webmoney [WMB]).
свернуть

Инструкция об оплате питания в ЕРИП

развернуть

Для проведения платежа необходимо 

Выбрать: 

– Пункт «Система «Расчет» (ЕРИП) 

→ Образование и развитие 

→ Отделы, управления образования

→ Гродненская обл.

→ ОО Дятловского РИК

→ Питание учащегося

Далее:

→ Ввести Учетный номер ученика 

→ Ввести сумму платежа 

→ Проверить корректность информации 

→ Совершить платеж.

свернуть

Денежные нормы расходов на питание

развернуть

Продукты для ума

развернуть

ТОП-10 продуктов, полезных для ума и памяти

Ученые выяснили, какие именно продукты питания помогают детям быстрее думать и лучше запоминать:

1. Жирная рыба и икра

Детям необходим животный белок, однако лучше его получать не из мяса, а из жирной рыбы, ведь такая рыба (лосось, семга, сардина) богата Омега 3, крайне важными для улучшения работы мозга и укрепления иммунитета.

Диетологи считают, что самый полезный завтрак для школьника — это бутерброд из хлеба грубого помола с небольшим количеством сливочного масла и рыбной икрой (здесь подойдет и вполне доступная икра минтая).

2. Овсянка

Овес считается одним из самых полезных злаков: он стимулирует кровообращение (в том числе и в мозге). Не забываем про витамины группы В, которых в овсе, как и во всех злаках, предостаточно (эта группа витаминов нужна как для взрослых, так и для детей, потому что считается кладезем энергии, в которой нуждаются все клетки организма, а, прежде всего, головной мозг).

3. Грецкие орехи

В этих орехах содержатся Омега – ненасыщенные жирные кислоты Омега 3 и Омега 6, которые способствуют развитию мозга детей и поставляют полезный растительный белок. Также в грецких орехах есть лецитин, улучшающий работу мозга и память. В идеале, школьнику нужно давать не менее 5 ядер грецкого ореха в день.

4. Черника

Состав черники, богатый антиоксидантами и витаминами, делает ее особенно полезной для улучшения работы мозга. Эта ягода помогает отлично соображать, хорошо усваивать и запоминать полученные знания в любом возрасте. Кстати, она также способствует укреплению сетчатки глаза.

5. Какао. Шоколад

Какао-бобы содержат магний – микроэлемент, необходимый для нормальной работы памяти. Поэтому свежесваренный горячий какао на завтрак обеспечит школьника «долгой» энергией на весь день. Также какао способствует расширению сосудов, улучшению кровообращения, стимулированию мозговой деятельности и улучшению настроения. Если мы говорим о шоколаде, то полезным для ума школьника будет именно горький черный шоколад, в котором содержание какао-бобов больше, чем в других видах шоколада.

6. Зеленый горошек

Недостаток тиамина (витамина B1) чреват ухудшением внимания, памяти и настроения. Поэтому обязательно добавляйте в рацион ребенка этот продукт, причем совершенно не важно в каком виде: свежий, мороженый или консервированный — необходимые нам свойства он сохраняет в любом варианте.

7. Льняное масло

В этом продукте также высокое содержание Омега 3, о котором мы говорили выше. Школьнику до 14 лет достаточно 1 чайной ложки льняного масла в день, а старше 14 лет нужно давать 1 ст. ложку масла в день.

Кстати, употреблять льняное масло лучше с утра натощак, но если ребенок не принимает продукт в чистом виде, добавляйте это масло в салаты, каши или другие блюда.

8. Яблоки

Яблоки – одни из самых богатых витаминами и микроэлементами фруктов, помогающими общему укреплению организма и поднимающими иммунитет. При этом фосфор, содержащийся в яблоках, способствует укреплению нервной системы и стимулирует мозговую деятельность. К тому же яблочный сок является отличным антиоксидантом.

Яблоки очень удобно давать школьнику с собой, чтобы он мог перекусить на перемене. В день ребенку можно съедать минимум одно яблоко, что уже положительно отразиться на обучаемости ребенка, работе памяти и мозга.

9. Морковь

Помимо положительного влияния на зрение морковь полезна тем, что облегчает заучивание наизусть, так как активно стимулирует обмен веществ во всем организме, в том числе в мозге.

Поэтому, если у вашего ребенка предполагается для экзамена заучивание (зубрежка) больших объемов информации, предложите ему перед этим тертую морковь с растительным или, что лучше, льняным маслом.

10. Киви

Всего один киви содержит суточную норму витамина С, который является источником антиоксидантов, защищающих мозг от свободных радикалов.

Свободные радикалы, в свою очередь, ухудшают память и негативно влияют на способность принимать решения.

 

Не перекармливайте ребенка, потому что излишне сытные приемы пищи могут привести к ряду желудочно-кишечных проблем и естественному снижению активности мозга, при котором ощущается сонливость и равнодушие к интеллектуальным занятиям.

 

Продукты для ума (скачать)

свернуть

Питание для настроения

развернуть

«Заболел хорошим настроением. Больничный брать не буду. Пусть люди заражаются». Не так давно эта фраза, чье авторство неизвестно, появилась в сети и сразу же вошла в список культовых. С тех самых пор ее всячески изменяли и дополняли, подписывали ею фотографии и картинки, ставили ее в статусы в социальных сетях, обсуждали и комментировали... К чему такой повышенный интерес к, казалось бы, обычным словам, спросите Вы?

Все предельно просто. Ведь хорошее настроение – это не только спасение от хандры и депрессии, но и залог успеха в учебе и работе. А еще это то эмоциональное состояние, без которого вся наша жизнь кажется скучной.

 

Питание и настроение

О том, что от тех продуктов питания, которые употребляет человек, напрямую зависит его физическое и душевное здоровье, известно уже давно. Однако о причинах и последствиях такого воздействия до сих пор ведутся споры. И, тем не менее, диетологи и ученые пишут книги на эту тему, разрабатывают диеты и собственные принципы правильного питания, главным преимуществом которых является, пожалуй, их богатство. Ведь в таком изобилии возможностей каждый сможет подобрать себе что-то оптимальное.

 

Связь еды и самочувствия человека

Примечательно, что основной смысл, который вкладывают авторы в свои публикации, сводится к тому, что все, что человек съедает, имеет колоссальное влияние на его эмоции. Ведь полезными микроэлементами, которые поступают в организм человека вместе с пищей, питается не только его тело, но и мозг.

Хорошо сказала об этом Лора Паулак в своей книге «Голодный мозг» («Hungry Brain»): «наш мозг постоянно зациклен на выживании, которое тесно связано с поисками удовольствия от пищи». Причем чаще всего он отдает предпочтение сахару, жирам и соли, так как они способствуют выработке гормона дофамина, который условно называют «гормоном счастья» за непосредственное влияние на работу центральной нервной системы.

Кстати, об этом хорошо известно компаниям, которые зарабатывают в сфере пищевой промышленности и вовсю используют эти знания в своей работе, непринужденно заставляя своих потребителей покупать те или иные продукты снова и снова. Но это совсем не значит, что наш мозг – это наш враг. Просто он постоянно требует калорийную и энергетически богатую еду, которой они чаще всего и являются, а еще имеет хорошую память на вкусы…

Однако, на самом деле, и сахар, и соль, и жиры далеки от тех продуктов, потребление которых может действительно улучшить настроение человека. А об их вреде и вовсе написаны целые «трактаты». Но, не зная об этом, люди намеренно вводят в свой рацион больше пищи вызывающей временное удовольствие, путая затем это чувство с самым настоящим хорошим настроением.

 

Путь к счастью лежит через серотонин

Серотонин – биологически активное вещество, которое выбрасывается в кровь и повышает настроение человека. К сожалению, человечество не может употреблять его в чистом виде, разве что только в составе антидепрессантов. Однако способствовать повышению его выработке под силу любому.

Для этого достаточно ввести в свой рацион продукты, богатые триптофаном, без которого выработка серотонина невозможна.

Белковая пища: разные виды мяса, в частности индейка, курица и баранина; сыр, рыба и морепродукты, орехи, яйца.

В овощах: разные виды капусты, в том числе морская, цветная, брокколи, и т.д.; спаржа, свекла, репа, помидоры и т.д.

Во фруктах: бананы, сливы, ананасы, авокадо, киви и т.д.

Кроме того, триптофан есть в бобовых и семечках.

Проанализировав эти списки продуктов, получается, что сбалансированное питание и является залогом хорошего настроения. В сущности, так и есть. И об этом твердят диетологи всего мира. Тем более что для выработки самого серотонина не достаточно просто съесть банан с трептофаном, ведь он не усвоится без присутствия витамина С, который есть, например, в цитрусовых и шиповнике.

 

Питание для настроения (скачать)

свернуть

Здоровое питание учащихся

развернуть

«Только здоровые люди могут любить жизнь». Автор этих слов – Генрих Гейне. Почти 200 лет назад (в начале 19 столетия) немецкий прозаик и поэт произнёс их.

Жизнь – это здоровье!

По привычке, мы обычно рядом со словом «здоровье» ставим слова «медицина», «врач», «лекарство»…

Но ведь объект медицины – НЕздоровье. Медицинская категория – это болезнь, которую надо лечить.

Здоровье же – категория резервов жизни, жизнеспособности человека.

От чего зависят эти резервы? - От того, насколько полно человек умеет самореализоваться.

Как формируются эти резервы? – В процессе воспитания и самовоспитания.

А это уже область педагогики. Следовательно, здоровье – категория педагогическая.

Воспитание физически и нравственно здоровой личности – одно из важнейших направлений гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания.

Поэтому сегодня в педагогическую практику прочно вошли понятия педагогика здоровья, здоровьесберегающая педагогика.

Перед нами, педагогами, стоит задача помочь детям сформировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, создать здоровьесберегающее пространство, обеспечить условия для развития физически, психически и нравственно здоровой личности. И одним из условий для развития здоровой личности является правильное питание школьника.

Как научить человека быть внимательным к себе самому, к своему здоровью?

         Только через систематическую, целенаправленную работу по пропаганде и формированию навыков здорового образа жизни. Работу не только с детьми, но и со взрослыми: родителями, педагогами. Ведь тот, кто не умеет заботиться о своём собственном здоровье, не сможет научить этому другого.

        Для правильного питания нужно соблюдать некоторые заповеди:

Заповеди правильного питания

  • Определи совместимость блюд, учитывая трёхразовое питание
  • Разнообразь свою пищу с учётом того, чтобы она включала 5-10% углеводов, 20 % белков и 30% жиров
  • Никогда не ешь больше, чем нужно – вылезай из-за стола чуть раньше того, как почувствуешь сытость
  • Готовь пищу так, чтобы свести до минимума количество используемого жира (овощи – на пару вместо обжаривания их в масле; курица – на гриле, вместо сковороды; используй для жарки сковороды с тефлоновым покрытием)
  • Выпивай ежедневно от 6-ти до 8-ми стаканов жидкости, предпочтительнее – воды
  • Ешь не торопясь, тщательно пережёвывая пищу, и во время еды не отвлекайся ни на что другое – ни на телевизор, ни на чтение; старайся есть только сидя за столом
  • Если в течение дня ты пропускаешь, хотя бы однажды, приём пищи, постарайся обязательно позавтракать
  • Купи для себя хорошую книгу, подробно рассказывающую, как и зачем правильно питаться
  • Помни, что питание, как и физические упражнения, - одно из величайших удовольствий в жизни, так питайся же правильно, чтобы это радовало тебя и доставляло истинное наслаждение.

Режим питания

    Человеческий организм устроен исключительно сложно. Гармоническое равновесие этой сложной системы, находящейся под постоянным воздействием внешней среды, и есть то, что мы называем здоровьем. Важную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности организма и его здоровья играет ритм питания.  

      Питание человека регулируется центральной нервной системой. Этим ведает так называемый пищевой центр (центр аппетита) в головном мозгу. А для нормальной и правильной работы этого центра исключительно важен правильный режим питания. Есть надо определённое количество раз в  течение суток и через определённые, строго установленные промежутки времени, по возможности правильно распределяя пищу на каждый из приёмов (как по объёму и калорийности, так и по составу пищевых веществ).

     Надо сказать, что голод и аппетит – это не одно и то же. Голод – это такое физиологическое состояние, когда в кровь перестаёт поступать необходимое для нормальной жизнедеятельности организма человека количество питательных веществ. Аппетит же может появиться при одном виде или даже при воспоминании о вкусной пище (хотя физиологической потребности в новой порции еды в организме в данный момент нет).

     Ученые доказали, что одноразовое питание вообще неприемлемо: организм человека находится в напряжении, неправильно работает не только пищеварительная система, но и все другие органы человека, особенно нервная система. Двухразовое питание тоже вызывает плохое самочувствие. Человек при таком питании испытывает сильный голод, а усвояемость важнейшей части пищевого рациона – белка – в среднем составляет не более 75% от поступившего в организм. При трёхразовом питании человек ощущает себя лучше, пища съедается с хорошим аппетитом, а усвояемость белка при этом повышается до 85%. При четырёхразовом питании  усвояемость белков остаётся на том же уровне – 85%, но самочувствие человека ещё лучше, чем при трёхразовом. При пяти- и шестиразовом питании аппетит ухудшается и в некоторых случаях снижается усвояемость белка.

     Одним из показателей длительности акта пищеварения служит время удаления пищи из желудка. Установлено, что при нормальной работе желудка и других органов пищеварения процесс переваривания пищи длится около 4 часов. Каждый приём пищи приводит к более или менее выраженному изменению состояния центральной нервной системы. После еды, особенно обильной, наступает некоторая апатия, говоря языком физиолога, падает условно-рефлекторная деятельность. Такое состояние центральной нервной системы, наступающее сразу после еды, длится в зависимости от обилия принятой пищи в течение часа или несколько больше. Потом все эти ощущения сглаживаются, и наконец, к концу четвёртого часа пищевой центр приходит в нормальное состояние – вновь появляется аппетит. И если человек, привыкший к режиму, не поест своевременно, у него наступает слабость, снижается внимание, падает работоспособность. Причём в дальнейшем аппетит может исчезнуть. Если систематически запаздывать с едой или есть на полный желудок, нормальная деятельность пищеварительных желез нарушается, пищеварение расстраивается. Более длительный промежуток между приёмами пищи приходится на период ночного сна, но и он не должен превышать 10 – 11 часов. Общим правилом является следующее: между небольшими приёмами пищи интервалы могут быть и короткими (2 – 3 часа), но принимать пищу ранее, чем через 2 часа после предыдущей еды нецелесообразно. В среднем же перерывы между едой должны составлять 4 – 5 часов.  

        Большое значение имеет распределение суточного пищевого рациона, то есть составление меню. Здесь сочетаются вопросы количества пищи, качественного его состава и последовательности в приёме отдельных блюд.

        Общее количество пищи, потребляемой человеком за сутки, вместе с жидкими блюдами и напитками в среднем составляет около 3 кг. Завтрак – первый приём пищи после сна. Во время ночного сна всё съеденное накануне переварилось, все органы тела, в том числе и пищеварительные, отдохнули и создались благоприятные условия для их дальнейшей работы. Учёные, занимающиеся вопросами питания, едины в том, что завтракать надо обязательно, независимо от того, физической или умственной деятельностью занимается человек. Речь может идти только о том, какую часть рациона должен содержать завтрак. Считается, что если человек занимается физическим трудом, то завтрак должен содержать примерно 1/3 часть дневного рациона как по своему объёму, так и по питательной ценности. Сейчас стало модным, особенно среди работников умственного труда, ограничиваться на завтрак чашкой кофе или чая. Ссылаются при этом на отсутствие времени и аппетита. И то и другое – результат неправильного образа жизни, общего режима, в том числе и режима питания. Наведение порядка в режиме питания (как впрочем, и во всём образе жизни) вполне в силах человека, и тот, кто хочет, может преодолеть вредную привычку неправильно питаться.        

свернуть

Здоровое питание в школьной столовой

поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/