Виртуальный методический кабинет

Онлайн семинар-практикум

«Воспитательный потенциал учебного занятия»

Цель семинара:

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение теоретических, методических и психологических принципов и аспектов реализации воспитательного потенциала учебных занятий.

Задачи:

  • систематизировать теоретические и методологические принципы и аспекты реализации воспитательного потенциала учебных занятий;
  • совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по реализации воспитательного потенциала учебного занятия;
  • содействовать реализации воспитательного потенциала  учебных занятий.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

1. Актуализация темы

Уважаемые коллеги. В нашем виртуальном методическом кабинете можно просмотреть видеоролики уроков педагогов школ района.

https://drive.google.com/file/d/1FN31H1gdQ4VwANtZ2KA0OGzoJ_iBvExA/view?usp=share_link

https://www.youtube.com/watch?v=ywfgEl0Khws

2. Теоретические и методологические принципы и аспекты реализации воспитательного потенциала учебных занятий.

Уважаемые коллеги, изучите следующие теоретические и методологические основы организации контрольно-оценочной деятельности учащихся.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности учащегося. В Кодексе Республики Беларусь об образовании воспитание определено как «целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося».

Более того, отметив назначение урока в передаче и овладении научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности учащегося. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего учащегося образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности.

Проблема воспитательного потенциала учебного занятия затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, которые позволяют ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда вытекает роль учебного занятия как элемента воспитательной системы.

Воспитание – это введение ребенка в контекст современной культуры, содействующее таким новообразованиям в структуре личности, как:

·  знания о мире;

·  умение взаимодействовать с миром;

· ценностное отношение к миру, благодаря чему личности удается подняться на уровень культуры и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.

Остановимся на главных воспитательных аспектах современного урока и рассмотрим, что еще воспитывает учащегося на уроке:

Информативный аспект. Воспитательное значение имеет специфическое содержание каждого урока, информация на уроке: представления человека о мире через литературные и исторические образы, поступки литературных персонажей и исторических героев, изображения их достижений и моральных просчетов, духовной жизни, стремлений и т.п. Наличие в уроке информации о фактах, явлениях, событиях, ситуаций из жизни не только насыщают урок тематическим материалом, но и через образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма воспитывают учащихся. Профессионализм учителя заключается не только в методической грамотности, но и в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Это значит, что учитель должен подбирать такую информацию, чтобы она соответствовала содержанию учебной программы, подбиралась с учетом возрастных возможностей детей, особенностей класса, уровня подготовки учащихся.

Трудовой аспект. Все, что дети делают на каждом уроке - их труд. Усилия, направленные на познание, развитие и самовоспитание, являются нелегким трудом.

Правильно организованная учебно-воспитательная деятельность учащихся на уроке - их труд - может восприниматься ими не только как необходимость, но и как нечто желательное, что может быть источником радости и, в конце концов, мотивации учения. Педагог должен так направить деятельность, чтобы формировать убеждение у ребенка, что учебный труд является основой жизни, только труд обеспечивает физическое и нравственное существование человека.

Организационный аспект. Этот аспект в самом широком смысле воплощает в себе способы, формы и средства управления учебно-воспитательным процессом. Сюда относятся постоянно действующие правила для учащихся, расписание звонков на урок и перемену, расписание дежурств, режим дня, правила безопасности, правила поведения на уроке и тому подобное, а также эпизодически применяемые распоряжения, приказы и наставления о поведении, порядке выполнения классных и домашних заданий и т.д. Очень важно, чтобы все эти правила действовали системно, непрерывно и были одинаково важны для учащихся и учителя. И речь здесь не об авторитарном руководстве классом, а о ситуации, когда все равны, а закон обязателен для всех. Только в этом случае можно говорить о воспитательном потенциале данного аспекта.

Социальный аспект. Под этим понимаем систему межличностных отношений, которые реализуются на уроке. Социальная среда всегда является источником воспитания. Психическое состояние учителя, его собранность, самодисциплина или, наоборот, неуравновешенность или раздраженность, его характер, требовательность, отношение к другим людям, точность, аккуратность, искренность – все это становится объектом внимания и оценки, предметом подражания или отрицания у учащихся. Взаимодействуя с одноклассниками и учителем, наблюдая за отношениями и общением между педагогом и детьми, между одноклассниками, учащийся постепенно развивает или не развивает в себе готовность к пониманию других, готовность к поддержке и помощи. Положительные примеры взаимоотношений и общения будут влиять на формирование симпатий, общих привычек, чувства дружбы и взаимопомощи. Понятно, что иногда в определенных условиях социальный аспект урока может обеспечивать формирование отрицательных качеств (несправедливое отношение, нетерпимость, безразличие и т.п.), но здесь через наблюдение за другими людьми и самоанализ, коррекцию со стороны педагога, положительные примеры в процессе учебной деятельности вносятся определенные поправки и в собственный характер, и в стиль отношений.

Контрольный аспект. Контроль является важным компонентом обучения и воспитания, хотя часто наносит ему и большой вред. Это случается тогда, когда учитель оценивает только внешний результат воспитания (выполнил - не выполнил, изучил - не изучил), но не учитывает степени приложенных усилий. Способный ребенок легко решает задачу и получает высокую оценку. Слабый - прилагает большие усилия (переживает момент напряжения), но результата не достигает и получает негативную оценку. Между тем, важно не то, что учащийся выполнил, а те изменения, которые произошли в нем во время работы. Поэтому высокой оценки заслуживает и учащийся слабый.

Построение учебно-воспитательного процесса с ориентацией на учащегося как центральную фигуру урока выдвигает на первый план понятие самоконтроля. Это органический элемент любой учебной деятельности: учащийся сопоставляет, является ли достигнутое с ожидаемым конечным результатом и корректирует ход решения проблемы Уменьшение удельного веса внешнего контроля и увеличение веса самоконтроля очень желательно именно с воспитательной точки зрения, так как способствует формированию уверенности в собственных силах, чувства человеческого достоинства.

Противоречие между «меня оценивают» и «я оцениваю», «чужая точка зрения» и «моя точка зрения» является тем полем постоянной борьбы, на котором развивается способность человека к контролю и самоконтролю. Объективность суждений о себе и других, сформированная на стыках своей и чужой точки зрения составляют основу справедливости.

Материальный аспект. Учащийся в школе постоянно пользуется средствами обучения – учебниками, пособиями, школьным оборудованием, принадлежностями. Он работает в определенных материальных условиях: классная комната, ее оформление, расположение мебели и т.п. Все вещи и предметы имеют материальную стоимость и отношение ко всему этому должно быть таким, как к продукту чьего-то труда. И не только. Любой материальный предмет является также носителем определенных эстетических качеств: чистая или грязная доска, неряшливо оформленная к уроку таблица… Все это несет воспитательное воздействие на ребенка. Все это может быть не только пригодным и удобным, но и красивым или некрасивым, а, следовательно, утверждать или разрушать эстетические вкусы учащихся.

Психологический аспект. Эмоциональный настрой урока обеспечивает психологические условия учебной работы: речь идет о возбуждении чувств, вызванное словом или сторонними факторами (аудиозапись, выставка книг, презентация и т.д.), подъем духа от хорошо организованной учебной работы, ощущение успеха в овладении предмета.

Эмоциональное состояние урока во многом зависит от личности учителя: он приносит в класс свое настроение. Ему должны быть присущи оптимизм труда, то есть вера в то, что каждый ребенок имеет шанс на успех, демократизм отношений, любовь к детям. Созданный на таких принципах психологический настрой урока порождает в ребенке уверенность в себе, веру в добро и справедливость. Использование цитат, стихотворных отрывков, песен из мультфильма или кинофильма и прочее может с первых минут урока настроить детей на позитив, хороший рабочий темп, воспитывая в детях положительные эмоции, доброжелательность. Например, замечательные строки Э. Асадова: «Будь добрым, не злись, обладай терпением! Запомни: от добрых улыбок твоих зависит не только твое настроение, но тысячу раз настроенье других…»

Методический аспект так же обладает воспитательным потенциалом, определяется общепедагогической и методической ориентацией учителя, наличием или отсутствием авторитарного подхода к выбору форм деятельности. Главное - необходимо использовать такие формы деятельности, чтобы учащийся чувствовал себя нужным, важным соучастником деятельности, для чего применять на уроке различные формы самостоятельной работы, работы в группах и т. д., творческие задания, дискуссии, исследовательскую, проектную, творческую формы работы. Учитель должен помнить, что на уроке от выбора форм деятельности, методов обучения зависит, будет чувствовать себя учащийся хозяином деятельности, или вечным «объектом, униженным и неполноценным».

Педагогу необходимо оптимально выбирать средства, методы и приемы не только обучения, но и воспитания, и развития на уроке. Следовательно, чтобы каждый урок не только обучал, развивал, но и воспитывал, необходимо:

  • устанавливать доверительные отношения между учителем и его учащимися, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждать учащихся к соблюдению на уроке общепринятых норм поведения, правил общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципов учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлекать внимание учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организовывать их работу с получаемой на уроке социально-значимой информацией, инициировать ее обсуждение, давать возможность высказывать учащимися свое мнение по ее поводу;
  • использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применять на уроке интерактивные формы работы учащихся, когда полученные знания обыгрываются в играх, театральных постановках, дискуссиях, командных состязаниях;
  • включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, что даст учащимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст им возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Учебное занятие – ключевой элемент воспитания. Однако такая роль заложена в нем как потенциальная возможность. Важно определить представление о воспитании на уроке.

Шаталов Виктор Федорович (советский педагог-новатор) утверждал, что, для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.  Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому учащийся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Начало урока для учащихся – момент резкого перехода от общения со сверстниками во время перемены к совсем другой деятельности – упорядоченной, деловой, интеллектуальной. Педагог, как правило, обозначает эту границу. Учитель может начать урок с притчи, высказываний известных людей, что позволяет с самого начала урока удивить, заинтересовать детей, мотивировать на предстоящую работу. Притчи, расшифровка эпиграфа, заявленной в нем идеи тесно связаны с темой урока и находят применение в течение урока. Представление плана предстоящего урока способствует сознательному движению учащихся в образовательном пространстве. Видя план урока, учащиеся свободно ориентируются в предстоящей работе, планируют свою деятельность. Вербализация цели урока (ее проговаривание) позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, ведет к формированию субъективной позиции в учебной деятельности. Деятельность учащихся является коренным компонентом учебного занятия. Чтобы обеспечить воспитательное влияние, педагогу нужно следить, чтобы содержание учебного материала предлагалось с точки зрения жизни как основного объекта изучения: «от факта к явлению и от него к закономерностям». Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности – в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность учащихся. Каждый урок должен содержать что-то, что вызывать удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, глубокое исследование, нестандартный подход к уже известному…

Стоит назвать факторы, побуждающие учащихся к активности: 

 Интерес является главным мотивом активизации деятельности учащихся. Данный фактор учителю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надумана и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес ребенка резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в быту. Тогда активность учащегося будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Творческий характер деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Творческий характер деятельности позволяет пробудить у учащихся интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «упасть в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также существует как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения.

Важным условием активной деятельности учащихся является организация работы в парах и группах.  Базовый организационный компонент создается пятью профессиональными операциями педагога, который организует групповую работу. Они общеизвестны: довести до логического конца требование; сопроводить работу инструкцией для легкого исполнения требования; сохранять неизменно позитивный характер требования; сохранять доступность требуемого на данном этапе развития детей; переакцентировать внимание учащихся с общего требования на его детали.

Дополняет любой урок интегративность содержания – опора на знания, полученных на уроках других учебных предметов. Реализация межпредметных и метапредметных связей позволяет сформировать у учащихся целостную картину мира.

Успех в учении – один из источников внутренних сил учащегося, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Само понятие «успех» имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания. С психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

 Таким образом, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. В. А. Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя – радость успеха может померкнуть». Существует множество приемов для создания ситуации успеха. Например, минутки психологической разгрузки или эмоциональной зарядки (шутки, загадки, скороговорки), прием-подсказка (план-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные конспекты и пр.), частично-поисковые и эвристические ситуации (выполнение проблемных заданий), распределение ролей («наблюдатель», «мудрец», «хранитель знаний»), задания «заполни пропуски», «найди ошибку»,   подбор заданий нарастающей сложности и др.

Рассмотрим воспитательные возможности учебных предметов.

Русский язык (Белорусский язык). Основная воспитательная направленность этих уроков состоит в воспитании ценностного отношения к русскому языку, его эстетической выразительности, нравственной наполненности. Помимо этого, содержание упражнений, заданий и учебных текстов по этому предмету дает следующие возможности для воспитания учащихся:

  • обогащение детских представлений об отношениях людей;
  • ознакомление с нормами и правилами жизни в обществе;
  • ознакомление с формами выражения эмоций, чувств;
  • расширение представлений учащихся об окружающем мире;
  • экологическое воспитание;
  • другое.

Литература. Содержание текстов для чтения создают основу для обсуждения и решения на учебных занятиях нравственных поступков людей, их оценки, рефлексии; помогают учащимся понять содержание нравственных понятий. Большинство текстов учебных книг актуализируют посредством привлекательной художественной формы, эмоциональности такие понятия, как справедливость, честность, дружба, верность, гуманность, патриотизм, добро и зло. Яркие характеры персонажей демонстрируют проявления данных отношений и качеств в различных ситуациях. Разбор литературных произведений, организуемый учителем на уроке, помогает учащимся разобраться в мотивах поступков героев.

Уроки литературы способствуют воспитанию умений вести диалог в различных коммуникативных ситуациях; соблюдать правила речевого этикета; умений ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; самостоятельно делать выводы; соотносить поступки героев с нравственными нормами

Иностранный язык. Содержание учебного материала должно быть направлено на воспитание уважения к многонациональному, поликультурному, полилингвальному и поликонфессиональному составу общества; более глубокое осознание особенностей культуры своего народа; воспитание гражданской идентичности; осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Общественно-научные предметы (история, география, обществоведение). Содержание учебного материала предметов общественно-научной направленности имеет самый большой воспитательный потенциал среди всех предметов школьной программы, поскольку представлено областями Человек и Природа, Человек и Общество, История, Экономика и др., имеющими социально активный характер. Изучение предметов способствует формированию основ гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации личности учащегося, чувства гордости за свою Родину; гуманистических и демократических ценностных ориентаций; гражданской идентичности; эмоционально окрашенного отношения к природе и культуре; понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; понимания необходимости экологического поведения в школе, быту и природной среде; умения оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах; чувства исторической перспективы; представления о богатстве внутреннего мира человека; представления о значении созидательной деятельности человека

Математика и информатика, естественнонаучные предметы. Воспитательные задачи уроков этой предметной области опираются на содержащиеся в условиях заданий и задач факты, информацию о процессах окружающей жизни. Упражнения, задачи и задания способствуют формированию критического и логического мышления; навыков оценки, структурирования информации и выделения главного; умений доводить начатую работу до конца; стремления выбирать рациональный путь решения задачи, выполнения задания; умений руководствоваться правилами при выполнении заданий, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание необходимости применения достижений современной науки и технологий для рационального природопользования, формирование основ экологической грамотности.

Предметная область «Искусство» должно обеспечить развитие эстетического вкуса, художественного мышления учащихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению; умение организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; умение оказывать помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий.

Трудовое обучение. Содержание предмета обеспечивает получение первоначального опыта трудового самовоспитания; формирование качеств и отношений: трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда; понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире, уважение к ним и др.

Воспитывающий потенциал педагогических технологий, форм и методов обучения.

Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности, что является важнейшим условием реализации воспитательного потенциала современного урока.

Реализуя образовательный процесс в формате урока, учитель использует различные методы обучения и педагогические технологии, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности учащегося:

  • поисковые и исследовательские методы формируют у обучающегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;
  • репродуктивные методы (задания) воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;
  • творческие методы (задания) формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;
  • методы обучения на основе заданий по выбору учащихся позволяют обучающемуся уточнить сферу своих интересов и ценности, способствуют самопознанию, влияют на мотивацию обучения и самовоспитания, развивают целеполагание, креативность, умение делать выбор;
  • метод проектов развивает субъективность обучающегося, воспитывает самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развивает рефлексию, самоконтроль, способствует адекватности самооценки;
  • методы обучения в парах, малых группах воспитывают у  учащегося, прежде всего, коммуникативные универсальные учебные действия – социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;
  • методы и технологии отметочного и безотметочного оценивания развивают самооценку и оценочные умения учащегося: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других, способствуют самопознанию, самоконтролю и рефлексии.

 

Приёмы организации учебной деятельности при работе с учебным содержанием

Обозначим некоторые общие приемы учебно-познавательной деятельности.

Общий прием организации внимания: учащимся необходимо внутренне настроиться на предстоящую работу (определить ее цель), внешне сосредоточиться на предстоящей работе - сесть ровно за свое рабочее место, смотреть на преподавателя или того, с кем они работают, использовать все виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), заставить себя быть внимательным, не позволять себе отвлекаться от начатой работы, использовать при чтении материала приемы сохранения внимания (составления плана, постановку вопросов, пересказ прочитанного и т.д.), стараться понять то, что слушают, наблюдают, читают, использовать приемы понимания, стараться поддержать в себе интерес к работе.

Общий прием организации восприятия зрительной и слуховой информации: определить (или принять данную) цель восприятия, выделить объект наблюдения (слушания) и организовать удобные для себя условия восприятия информации, определить наиболее целесообразные для данного случая способы фиксирования (описание, конспектирование, зарисовка, запись в таблицу, специальные чертежи, графики, символика, фотографии и т.д.), получить и зафиксировать информацию выбранным способом, проанализировать и обобщить полученную информацию.

Общий прием организации памяти: осознать, для чего нужно запомнить изучаемый материал, определить, что нужно запомнить надолго, а что нет, и сделать себе соответствующую установку, предварительно понять и осмыслить материал, а не запоминать механически, использовать приемы, способствующие запоминанию: выделение в материале главного, сравнение с ранее изученным, расположение запоминаемого в логической последовательности, составление плана, таблицы или схемы, пересказ, конкретизация, применение, мнемонические и игровые приемы, сочетать различные виды памяти (образную, логическую, смысловую, зрительную, слуховую, двигательную, закреплять в памяти материал как можно скорее, пересказывать и повторять трудные места, заучивать большой объем информации на сразу, а с перерывами.

Для учащихся важны и приемы осуществления логических операций (операционное мышление). С помощью мыслительных операций осуществляется понимание, осмысление, обобщение, систематизация изучаемого материала и способов деятельности, перенос усвоенного в новые ситуации, построение целостной системы знаний.

К основным мыслительным операциям относятся:

  • Анализ: дает возможность проверить, можно ли использовать какой-нибудь прием сравнения. Если невозможно, то расчленить изучаемый объект на составные элементы (признаки, свойства, отношения, частные случаи). Затем исследовать (изучить) отдельно каждый элемент, если нужно, включить изучаемый объект в связи и отношения с другими, составить план исследования (изучения) объекта в целом.
  • Сравнение: используя наблюдение и анализ, выделить свойства данных объектов или их частей, провести смысловой анализ объектов (можно ли их сравнивать), установить различные и несущественные свойства объектов (отличительные признаки). А так же сформулировать основание для сравнения (заданное или найденное среди существующих признаков объектов), сопоставить объекты (или их части) по этому основанию, установить зависимость между ними, сформулировать вывод сравнения.
  • Синтез: объединяет свойства, полученные при анализе (сравнении) в единое целое.
  • Обобщение: позволяет зафиксировать первое впечатление об объектах, подлежащих обобщению, на основе анализа и сравнения сформулировать общие и существенные свойства данных объектов. Можно объединить объекты с общими существенными свойствами в одно множество, дать название (термин, символ) полученному множеству. С помощью обобщения можно сформулировать суждение - характерное свойство полученного нового множества объектов (или определение нового понятия).
  • Абстрагирование: дает возможность разделить существенные и несущественные свойства данных объектов, выделить их общие и различные свойства, определить существенные и общие свойства. В другом случае, отбросить несущественные и различные свойства, сформулировать полученное суждение об объектах с полученными свойствами.
  • Конкретизация: позволяет привести пример, иллюстрирующий абстрактное понятие (суждение, свойство), устно, с помощью схемы, рисунка, чертежа, модели и т.д.
  • Классификация: изучает данные объекты, устанавливает их существенные признаки, сформулирует на основе анализа и сравнения общие и различные свойства (признаки) изучаемых объектов. А также позволяет выбрать основание классификации – признак, по которому она будет проводиться, разделить по этому признаку все множество объектов на непересекающиеся классы так, чтобы каждый объект попал в один и только один класс.
  • Систематизация: выделенные (на основании классификации) классы объединяет в группы по сходству их характерных признаков, установить связи между классами, изобразить полученную систему в виде таблицы, схемы и т.д.
  • Специализация: выделяет в классе объектов (понятий, свойств) подкласс по какому-нибудь признаку (вид), сформулирует характеристическое свойство его объектов.

К приемам развития логического (формального) мышления относятся: приемы работы с понятиями: образование понятий, определение понятия. Теоретическое мышление реализуется путем образования понятий и оперирования ими, формулировка суждений о понятиях и умозаключений об их свойствах. Теоретическое мышление - это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках. Поэтому существует определение понятия через указание ближайшего рода или видовых отличий, генетическое определение понятия, определение понятия через абстракцию, определение понятия через аксиомы, конструктивное определение понятия, индуктивное определение понятия, выделение следствий из определения понятия, построение равносильного определения, доказательство равносильности различных определений понятия, использование определения понятия.

Реализация потенциала урока, направленного на воспитание и социализацию учащихся, развитие личности и умений учиться сделает урок результативным и современным.

Для учителя важно умение проанализировать процесс воспитания на уроке.

Примерный план анализа может быть таким:

  • использование воспитательных возможностей организации урока;
  • воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся);
  • воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины);
  • формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места);
  • воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение);
  • формирование и развитие оценочных умений (комментирование отметок учителем, обсуждение отметок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися);
  • воспитание гуманности (характер отношений «учитель – учащийся», регулирование учителем отношений между учащимися).

Необходимо также учить учащихся ценить и продуктивно использовать время. Самому учителю надо показать пример рационального использования времени урока:

  • четко указывать время выполнения каждого этапа работы;
  • подбирать оптимальное содержание учебного материала и формулировать задания и вопросы в доступной для учащихся форме.

 

Карта анализа воспитательного потенциала урока

Ф.И.О. учителя____________________________________

Класс_______________

Предмет____________________________ 

Тема урока__________________________________________________________________

                    Критерии

Аспекты

0

1

2

Воспитательная цель урока

Не поставлена

Заявлена в конспекте урока либо поставлена учителем во время урока

Сформулирована учащимися  совместно с учителем

Содержание урока подобрано

Вне связи с воспитательной целью

Не значимо для личности учащихся и учителя, либо значимо для одного из них

С учетом воспитательной цели, значимо для личности учащихся и учителя.

Реализация профессиональных качеств учителя

1. Умение мотивировать учащихся.

Учащиеся пассивны на уроке, не проявляют интереса к учебному процессу. Учитель не реагирует на данную ситуацию.

Отдельные учащиеся работают активно на уроке. Учитель пытается заинтересовать только часть детей.

Высокая познавательная активность всех учащихся на уроке.

2. Умение слушать учащихся.

Учитель невнимателен к ответам учащихся, отвлекается, формально слушает учащихся.

Учитель, перебивая ученика, сам отвечает на поставленный вопрос, либо прерывает учащегося, уловив суть ответа.

Учитель внимательно выслушивает каждого ученика до конца ответа.

3. Тактичность.

Неуважительное отношение к учащимся (бестактные высказывания, грубость, оскорбление).

Некорректен к отдельным учащимся, в зависимости от ситуации, допускает саркастические замечания.

Тактичен, уважителен и вежлив к учащимся в любой ситуации

4. Опора на положительные качества личности учащихся.

 

Учитель не опирается в работе на положительные качества личности учащегося.

Опирается на положительные качества отдельных учащихся в определенных ситуациях.

Учитель видит положительные качества личности учащихся и, опираясь на них, достигать воспитательной цели урока.

5. Доброжелательность.

Недоброжелателен к учащимся либо доброжелателен с отдельными учащимися

Доброжелателен с учащимися в отдельных ситуациях.

Доброжелателен со всеми учащимися независимо от ситуации

6. Эмоциональность.

Мимика жесты отсутствуют. Сухость, безликость подачи материала.

Невыразительное ведение урока, либо излишняя жестикуляция, мимика.

Учитель выражает собственное эмоциональное отношение к уроку. Жестикуляция, мимика образная, выразительная.

7. Эмоциональная устойчивость учителя.

Срыв на крик, грубость, раздражительность.

Нервозность, внутренняя неуверенность. Частичное умение управлять критической ситуацией.

 Адекватное поведение в критической ситуации, управление ситуацией, умение использовать юмор.

8.Умение видеть  учащегося в коллективе.

Видит учащихся в целом, но не видит каждого. Коллектив как «серая масса».

 

Видит отдельную группу активных или неактивных учащихся.

Видит каждого ученика как личность и уделяет внимание каждому.

9. Культура речи.

Использование сленга. Недостаточное владение профессиональной лексикой. Речь нелогична, прерывиста, в речи присутствуют «слова-паразиты». Замена профессиональных терминов «бытовыми» словами и оборотами. Учитель допускает неправильное или нечеткое произношение слов.

Речь учителя логична, соответствует нормам, но не хватает яркости и образности.

Соответствует литературным нормам языка. Учитель владеет аудиторией, приемами ораторского искусства

Обеспечение условий для самореализации учащихся

1. Педагогическая поддержка.

Ответы учащихся учитель не слушает (не вникает), занимается  посторонними делами, не поддерживает личностный рост уч-ся, его успехи, не видит личностные проблемы каждого.

Авторитарное обращение к ученикам ("субъект-объектные отношения"), высокомерное отношение.

 

Учитель слушает ответы только отдельных учащихся (активной части учащихся), видит проблемы детей, но не оказывает помощь. Пытается дифференцированно подходить к учащимся, но не целесообразно.

Уважительно обращается только к отдельным ученикам (по каким- либо причинам)

 

Учитель старается вовлечь в работу всех учащихся и создать ситуацию успеха, поддержать их. Отношения с учащимися доверительные, уважительные, требовательные и справедливые, педагог воспитывает отношение понимания чужого мнения,  анализирует и обсуждает ответы. Дифференцированный подход к учащимся. Демократичное обращение учителя к ученику ("субъект -субъектные" отношения), видит в детях личность, ровное отношение ко всем, не выделяет отдельных учащихся.

2. Эмоциональный комфорт «ученик-учитель».

Чувствуется эмоциональная напряженность, тревожность. Учащиеся боятся критики учителя в случае неправильного ответа. Отсутствует контакт «ученик-учитель».

Происходит контакт с отдельными учащимися, остальные не воспринимают учителя (боятся, грубят, допускают негативные высказывания в адрес учителя).

Большинство учащихся работают на уроке, учитель верит в большие возможности каждого ученика, большинству детей комфортно и уютно на уроке. Учащиеся отвечают и рассуждают смело, уверенны в себе, зная, что, если будут не правы, их без сарказма исправят. Чувствуется эмоциональная поддержка.

3. Эмоциональный комфорт «ученик-ученик».

Обстановка эмоционально неустойчива (ученики друг друга могут обозвать, не слушают ответы товарищей, нет чувства сопереживания, зависть и агрессия открыто выраженные). Либо ученики создают видимость того, что слушают ответы одноклассников, но не вникают в них. Зависть, агрессия в скрытой форме.

Ученики относятся положительно только к отдельным своим одноклассникам (возможно, к лидерам). Учащиеся,  в основном, относятся положительно к успехам своих одноклассников, к неудачам – с сочувствием.

Обстановка эмоционально устойчива, сформированы чувства гуманности, сочувствия, сострадания, сопереживания.

4. Поощрение учеников за конкретную работу

 

Работа учащихся на уроке никак не поощряется.

Поощряется работа только "сильных" учащихся, всегда активно работающих, работа "слабых" остается без внимания, присутствует субъективизм при оценке.

 

Конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу; учитель подводит итог работы  на уроке, применяя различные формы поощрения; учитель умеет оценить и обосновать оценку.

         

 

3. Подведение итогов. Рефлексия

Итак, воспитательный потенциал учебного занятия предусматривает использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации деятельности учащихся, также способы взаимодействия участников образовательных отношений для формирования гармонически развитой личности учащегося. 

Уважаемые коллеги, пройдите анкетирование по итогам изучения материала данного семинара по ссылке:

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSem8qftySzmjbQMSett2NHNAIQjeHkrrDt6tgJUGhUzB6Ov0g/viewform

 

Список литературы:

  1. Булатова, О. С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  2. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших учащихся: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 507 с.
  3. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2005.
  4. Уклад школы будущего. Ред.-составитель Н.Б. Крылова. Москва, НИИ школьных технологий, 2007.
  5. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока. — М., 2000.
поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/