Введение
В настоящее время в обществе происходят обесценивание духовно – нравственных идеалов, рост детской безнадзорности и беспризорности, увеличение числа неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в образовательных учреждениях.
В современных условиях и семья, и школа сталкиваются с проблемой роста преступлений, правонарушений, связанных с воровством, бродяжничеством, табакокурением, игровой зависимостью, суицидом, алкоголизмом, наркоманией.
Мы, педагоги, а также и родители, сегодня пытаемся решать проблему отклонений в поведении детей. Однако, несмотря на общие позитивные стремления, проводимая профилактическая работа, направленная на оказание помощи ребёнку в процессе его социализации, не всегда достигает целей.
Педагог часто не знает, как распознать проявления действительно отклоняющегося учащихся, объяснить, почему, казалось бы, эффективные методы, формы работы по профилактике правонарушений не срабатывают. Родители не могут объяснить и понять: почему в их, вроде бы, благополучной семье появился ребёнок с девиантным поведением, что сделано не так, какие ошибки в семейном воспитании были допущены.
Как решить актуальную на сегодняшний день проблему профилактики правонарушений, преступлений учащихся? В связи с этим в учреждении образования встал вопрос о разработке проекта «В будущее без правонарушений» .
На момент разработки проекта в учреждении образования имеются учащиеся, находящиеся в социально опасном положении и учащиеся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа.
Реализация проекта предполагает на основе координации действий всех заинтересованных структур социума, при соблюдении принципов комплексности и результативности, преемственности, системности, адресной направленности создание комплексной системы мер по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, а также снижение количества учащихся, находящихся в социально опасном положении и с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Наименование проекта |
Проект «В будущее без правонарушений» |
Срок реализации проекта |
2023 – 2024 г. |
Основание для разработки проекта |
· Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь · Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь · Закон РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 31.03.2003 · Декрет №18 от 24.11.2006г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
|
Разработчики проекта |
Педагоги г социальные Ломако И.А, Кучинская И.И.. |
Цель проекта |
Создание комплексной системы мер по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. |
Задачи проекта |
· Формировать правосознание несовершеннолетних, включающее знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им. · Развивать у учащихся умения и навыки эффективного поведения в социуме. · Привлечь внимание структур социума, органов школьного самоуправления к вопросам профилактики правонарушений и преступлений. · Вовлечь несовершеннолетних в социально значимые виды деятельности, создать в них ситуации успеха.
|
Основные направления реализации проекта |
1. Информационно – пропагандистская деятельность (профилактическая). 2. Социально – педагогическая работа с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. 3. Формирование навыков позитивной жизне-деятельности. 4. Правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей. |
Механизм реализации |
· Тесное взаимодействие структур социума по предупреждению преступлений, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
|
Исполнители |
Педагогический коллектив, специалисты СППС, Совет старшеклассников, Совет профилактики. |
Сроки и этапы реализации |
I этап · актуализация банка данных о различных категориях учащихся; · составление социального паспорта УО; · организация занятости и досуга несовершеннолетних; · работа Совета профилактики; · просвещение педагогического коллектива по вопросам работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию. II этап · контрольная диагностика несовершенно-летних, склонных к противоправному поведению; · создание методических рекомендаций для учителей-предметников, классных руководителей по работе с детьми, склонными к правонарушениям; · проведение профилактической работы с несовершеннолетними по вопросам профилактики суицидального поведения, культуры полового воспитания, ответственного безопасного поведения в социуме, сети интернет, профилактики употребления курительных смесей, слабоалкогольных и алкогольных напитков, наркотических веществ.
|
Ожидаемые результаты |
· сокращение числа преступлений и правонарушений, совершаемых подростками; · снижение уровня безнадзорности и беспризорности детей; · укрепление физического, психического и духовного здоровья обучающихся; · повышение социальной активности и заинтересованности несовершеннолетних. |
Мероприятия по реализации проекта
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Исполнители
|
I. Информационно – пропагандистская деятельность (профилактика) |
|||
1 |
Актуализация банка данных о различных категориях детей (СОП, ИПР) |
январь, сентябрь далее ежегодно |
педагоги социальные |
2 |
Проведение рейда «Забота» |
сентябрь-октябрь далее ежегодно |
Классные руководители |
3 |
Контроль администрации, педагогов социальных, классных руководителей за посещаемостью учебных занятий обучающимися, находящихся в социально опасном положении, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. |
постоянно |
педагоги социальные, классные руководители |
4 |
Диагностика учащихся, склонных к противоправному поведению |
в течение года |
педагоги социальные, класные руководители |
5 |
Проведение психосоциального анкетирования на предмет употребления алкоголя, наркотических, психотропных веществ и их аналогов |
сентябрь-октябрь |
педагоги социальные, класные руководители |
6 |
Проведение социометрии |
сентябрь, февраль |
классные руководители |
7 |
Диагностика учащихся с целью определения детей, относящихся к различным категориям риска |
2 раза в год |
педагог-психолог |
8 |
Подбор материала для методических рекомендаций классным руководителям по работе с детьми различных категорий группы риска |
Постоянно |
педагоги социальные, зам. директора по ВР |
9 |
Индивидуальные беседы с учащимися и законными представителями по вопросам профилактики употребления алкоголя, наркотических, психотропных веществ и их аналогов, табакокурения. |
Постоянно |
Кл. руководители, педагоги социальные |
10 |
Работа Совета профилактики
|
1 раз в месяц |
Администрация, педагоги социальные |
II. Социально – педагогическая работа (реабилитация, адаптация) с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации |
|||
1 |
Анализ причин правонарушений, совершаемых учащимися |
По мере необходимости |
Педагоги социальные |
2 |
Консультации классных руководителей по результатам диагностики |
По мере необходимости |
Педагоги социальные |
3 |
Индивидуальная коррекционная работа с детьми «группы риска» по запросу классных руководителей |
По запросам учителей |
Педагоги социальные, СПЦ г.Дятлово Педагог-психолог |
4 |
Индивидуальные консультации для классных руководителей, учителей предметников с целью формирования практических навыков, необходимых для работы с детьми различных категорий «группы риска» |
По запросам учителей |
Педагог-психолог СПЦ г.Дятлово, педагоги социальные |
6 |
Анализ эффективности работы с детьми «группы риска» |
Ежегодно |
Педагоги социальные |
7 |
Сотрудничество УО с районным СПЦ |
Постоянно |
Администрация |
III. Формирование навыков позитивной жизнедеятельности |
|||
1 |
Содействие трудоустройству несовершеннолетних в период летних каникул |
Ежегодно |
Администрация |
2 |
Встречи с медицинскими работниками в целях пропаганды здорового образа жизни. |
По плану УО |
Кл. руководители |
3 |
Вовлечение учащихся в работу объединений по интересам, спортивные секции |
Постоянно |
Педагоги доп. образования, кл. рук. |
4 |
Оказание помощи учащимся в вопросах профессионального самоопределения. Диагностика профессионального предпочтения. |
По мере необходимости |
Педагои социальные, кл. руководители |
5 |
Встречи со священнослужителями по вопросам духовно-нравственного просвещения несовершеннолетних |
В течение года |
классные руководители |
IV. Правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей
|
|||
1
|
Проведение родительских собраний, родительских лекториев, конференций для родителей с участием инспектора ИДН, сотрудников РОЧС, ГАИ, медицинских работников по вопросам формирования позитивных жизненных ценностей и правовой культуры детей подростков в семье |
по плану школы |
Администрация, педагоги социальные |
2 |
Проведение Недель правовых знаний, профилактики преступлений и правонарушений |
ноябрь, март, май |
Педагоги социальные |
3 |
Проведение классных и информационных часов по вопросам профилактики алкоголизма , курительных смесей, профилактике наркомании, по культуре полового воспитания |
согласно планов |
классные руководители |